Словно в насмешку над борцами с так называемым глобальным потеплением нынешняя зима выдалась холоднее нормы. Однако затянувшиеся морозы на минувшей неделе не помешали обострению общественно-политической активности. Серьезными были как сами события, так и их обсуждение в блогах.
Так, журналист Дмитрий Шушарин в своем интернет-дневнике поднимает тему, наиболее обсуждаемую в мировых СМИ и почему-то обошедшую стороной лишь нашу "высокодуховную" страну, — трагические последствия землетрясения на Гаити, крупнейшую гуманитарную катастрофу последнего десятилетия.
"Российская особость, суверенность демократии выражаются в отличном от цивилизованного мира человеческом измерении, — пишет он. Внешне копируется все, но про человека все время забывают: парламент — не место для дискуссий, выборы проходят без выборов, в милицию не стоит обращаться за помощью. И весь мир заметил, что Россия не солидарна с ведущими странами в своем отношении к человеческим трагедиям.
Россиянам же — не всем, конечно, но многим — стало не по себе от той легкости, с которой некоторые интеллектуалы сосредоточиваются на проблемах Гаити как несостоявшегося государства, а не на человеческом измерении катастрофы.
Самое тяжелое впечатление произвело выступление патриарха Московского и всея Руси Кирилла, увидевшего в землетрясении Божью кару. Это весьма опасная логика. Если в США ей следует лишь один из многочисленных проповедников, то в России так рассуждает предстоятель церкви, претендующий на особую роль в государственном устроении нации. Фигура, безусловно, политическая — из первого ряда".
Член бюро федерального политсовета движения "Солидарность" Илья Яшин возмущается провокациями на пикетах, посвященных памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, убитых год назад в пяти минутах ходьбы от Кремля: "Как я уже писал, вчера в Москве жестко разогнана демонстрация антифашистов. Омоновцы избивали людей и швыряли их в автобусы. Чтобы рассеять толпу у памятника Грибоедову, распылили в воздухе газ. Продолжился произвол и в ОВД "Тверское", где вместе с другими задержанными оказался и мой товарищ, активист "Солидарности" Павел Елизаров. Полпервого ночи он позвонил мне и сказал, что его избивают в отделении и пытаются отобрать телефон.
Как выяснилось позже, спустя почти пять часов после задержания потребовали подписать протокол. Он отказался. Его право — может вообще ничего не подписывать, ни один закон его не обязывает это делать. Отказ, тем не менее, привел в бешенство начальника МОБ Анатолия Вокульчука.
Он отвел задержанного в обезьянник, где налетел со словами "Демократии хочешь? Сейчас я, сука, тебе демагогию устрою!". С размаха впечатал парня головой в стену, ударил по лицу, коленом — в живот.
"Будешь подписывать, сука?! Может, тебе хулиганство оформить?" Остальные менты деликатно отвернулись. Позже они скажут, что "ничего такого" не видели".
Радиоведущий Владимир Соловьев напоминает о двух других вопиющих случаях милицейского произвола. О судебном приговоре фотокорреспонденту РИА "Новости" Андрею Стенину, снимавшему по заданию редакции акцию "Солидарности", и о гибели томского журналиста Константина Попова, скончавшегося после пыток, сравнимых по степени садизма лишь со злодеяниями фашистских оккупантов.
"Традиционные заявления об очернительстве милиции не работают, — пишет Соловьев. — Точка кипения достигнута, но я хочу обратить внимание на другие стороны этих историй. Что так журналисты возмутились, разве произошло что-то новое? У нас такие отношения между милицией и народом довольно давно. Насилуют, убивают, грабят, подделывают, сажают. Или раньше опасались связываться с работниками СМИ, а теперь поняли, что нас бояться не надо?
Ведь мы уже давно не власть, на наши расследования плюют, на них не реагируют. Сколько сняли силовиков по нашим расследованиям? Коррупционеров? Чиновников? Правильно, а что делают с нами? Все видят и знают. Власть нас не уважает и не стесняется демонстрировать свое презрительное отношение, вот и их верные сторожа не отстают. Рано или поздно все это должно было принять именно такие формы. Что? Отправят в отставку все руководство МВД? Ага, уже побежали за бумагой печатать приказ... Ясно, полумерами не обойтись, если захотят хоть что-то сделать. МВД должен возглавлять штатский и политик, иначе так и будет корпоративное болото.
И еще одна деталь. Вот ведь странно, чиновников много, очень, всех мастей, но с ними не происходят столь громкие истории. Хотя, по теории вероятности, должны были бы случаться. Вывод очевиден:
система опознавания "свой-чужой" работает отлично. Новый классовый подход в действии. Каста управляющих и каста сторожащих слились в едином порыве и не нападают на своих.
Страшно, порвут. На нас можно, за нас не накажут, а если и начнутся передряги, то и снисхождение, и зоны другие, и условия содержания. Что еще должно случиться, чтобы весь ужас ситуации наконец стал понятен верховной власти, делающей выводы о реальной жизни по фальшивым справкам и бравурным телевизионным новостям?"
Но и это, увы, еще не все из "прекрасного": в минувший четверг под покровом тьмы на западе Москвы начали разрушать дома граждан, круша под обломками все нажитое имущество, выгоняя людей на двадцатиградусный мороз.
"В поселке Речник творится что-то невообразимое, новости оттуда напоминают сводки с места боевых действий, — замечает фотокорреспондент Рустем Адагамов. —
Пишут про слезоточивый газ против жителей, колючую проволоку на дорогах, массовое задержание граждан, пытающихся спасти дома от разрушения... Все понимаю, незаконные постройки, решение суда и т. п. Но что ж за методы такие зверские?"
"Особый путь" произвола и мелочно-жлобская "духовность" вылезли изо всех щелей и в истории с другим блогером — координатором молодежного движения "Оборона" Олегом Козловским.
"Я стал невыездным, — пишет он. После почти двух месяцев ожидания загранпаспорта получил в измайловском отделении ФМС бумагу, что рассмотрение заявления продлевается на неопределенный срок. Причина: по словам замначальника Константина Горюнова, ФСБ не получила информации о наличии у меня допуска к гостайне из воинской части, где я пробыл всего несколько недель два года назад. То, что был в той в/ч рядовым и даже не успел принять присягу, им не важно. То есть в 2007 году ФСБ организовала мой незаконный призыв в армию, а теперь из-за этого не разрешает выдать мне загранпаспорт".
Что тут скажешь? Хамоватые "консерваторы" порой так любят говорить (теперь даже коммунистам с жириновцами и справедливороссами говорят — не ровен час и "нашистам" скажут): "Не нравится — уезжайте". Правда, когда кто-то не выдерживает-таки и действительно уезжает, тоже затыкают рот: "Не плюйте на нас из-за бугра!" Теперь начали не разрешать и сам выезд… Впрочем, еще покойный Солженицын замечал, что логика в репрессиях сталинистской госмашины отсутствует: ведь задача репрессий — не столько показать, как надо "правильно" себя вести, сколько держать общество в постоянном страхе. Включая и тех, кто ведет себя "правильно".
Единственно масштабным светлым пятном на этом фоне оказались президентские выборы на Украине. По их результатам прокремлевские политтехнологи уже начали радоваться якобы поражению "оранжевых", но ведь на самом деле они одержали победу! Она — в самом факте настоящих, а не имитационных выборов, результат которых заранее неизвестен, но в честности которых не смеет усомниться никто ни на Украине, ни в Европе, ни в России, ни в США. На которых не применялся "административный ресурс", омоновцы, телекиллеры и прочие "свинцовые мерзости". То, что, увы, было в России не только при Путине, но даже и при Ельцине.
Пусть украинские харизматики, набравшие большинство голосов и вышедшие во второй тур пока все еще далеки от идеала лощеного европейского "государственного мужа", как и сама Украина — от требований членства в ЕС. "Ребеночек" еще только учится ходить, часто спотыкается и плачет. Но это ведь не повод отрезать ему ножки, чтоб не падал!
"Возвращаюсь из Киева. Участвовал в программе Евгения Киселева "Большая политика" на телеканале "Iнтер", — пишет член бюро федерального политсовета движения "Солидарность" Борис Немцов, ранее работавший советником президента Виктора Ющенко. — Впечатлений масса. Во-первых,
прямой живой эфир с большим количеством включений кандидатов в президенты, которые с удовольствием и без всякого высокомерия участвуют в ток-шоу,
готовы отвечать на совсем не запрограммированные вопросы. Нашим кошмаром и бесконечными фальсификациями, досрочным принудительным голосованием, "каруселями" здесь и не пахнет. Мы уже от всего этого отвыкли, а для украинского народа само собой разумеющееся. Завидую.
Ясно, что Ющенко становится историей украинской политики. Судьба его во многом напоминает судьбу Ельцина. Когда стоял на Майдане в 2004 году, был героем, с которым связывались огромные надежды. Потом наступило разочарование. Романтизм и надежды исчезли, а вместе с ними и популярность".
"Интересная история: два абсолютно дерьмовых премьера, проработавшие по очереди 49 месяцев из 60 месяцев неудачного президентского срока Ющенко (более 80 процентов) и несущие значительную часть ответственности за провалы ющенковского периода правления, набрали в первом туре в совокупности более 60 процентов голосов. Инертность мышления людей — это все-таки великая штука, — считает член политсовета "Солидарности", экономист Владимир Милов. — Для меня схватка Тимошенко и Януковича представляется очень похожей на схватку ельцинского окружения (во главе с фронтраннером Путиным) и тандема Примакова-Лужкова в конце 1999 года. Две абсолютно далекие от интересов страны "политические ватаги", как говорил Доренко. Какая-то из них победит и, победив, съест другую. А
президент-демократ, который не зажимал СМИ и разрешил всю эту свободную демократическую выборную историю, уходит непопулярным. В этом суть политического ландшафта постсоветского пространства.
Исторически непродолжительные вспышки свободы, ассоциируемые с конкретными политиками-демократами, чередуются с долгими периодами бюрократического реванша. Похоже, такой реванш сейчас ждет Украину, кто бы ни выиграл во втором туре. Президента-демократа уж точно не будет".
"Будет ли Майдан-2? — размышляет журналист Юрий Гиренко. — Очень вряд ли. Массовые настроения не те. Кто проиграет второй тур, вряд ли позовет на баррикады...
Да, а что России на сей раз действительно все равно — это точно. Янукович будет не лучше Тимошенки, Тимошенко — не хуже Януковича. Будут шашни в обе стороны — на Запад и Восток. Будет жульничество. Будет попытка вернуться к политике Кучмы. И ради чего убили царя и прогнали господина Рябушинского (зачеркнуто) устраивали все эти оранжевые игрища?.."
А и правда — ради чего? Наверное, ради мечты. О свободном гражданском обществе, избавленном от диктата чиновников и милицейского произвола. Да, эта мечта осуществляется не всегда, не во всех случаях, не в полном объеме. Но хотя бы иногда и хотя бы что-то все-таки получается!
Вы можете оставить свои комментарии здесь