По правую сторону от Международного шоссе 15 июля начали рубить Химкинский лес, чтобы проложить трассу Москва — Санкт-Петербург. Вырубить успели около 7 гектаров — по площади это больше двух футбольных полей. Защитникам леса удалось приостановить незаконную, по их мнению, вырубку, и теперь они охраняют лес, который называют не иначе как "наши легкие" или "легкие столицы". Активисты в тот же день разбили лагерь и

19 июля ждали у себя дровосеков с документами на вырубку, представителей Общественной палаты и милиционеров. Не дождались ни тех, ни других, а третьи приехали только один раз, хотя звали их дважды.

Зато лагерь активистов посетили человек тридцать журналистов, которые скрасили ожидание официальных лиц.

Корреспондент Каспаров.Ru в 12:00 насчитал на месте вырубки семь палаток. Там дежурят около 30 человек — в основном члены различных экологических организаций, но есть и политические активисты, например нацболы.

У защитников Химкинского леса есть свой "тотем" — сгоревший трактор. Его оставили сбежавшие с вырубки рабочие, и той же ночью он воспламенился. В лагере считают, что трактор подожгли. Чтобы скомпрометировать экологов. Теперь к трактору водят журналистов и показывают на лежащие под ним канистры из-под бензина.

Работой лагеря руководит лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. На нее 16 июля напал неизвестный и выбил у нее из рук телефон. Потом тот же мужчина попытался наехать на Чирикову своим автомобилем. С этим человеком связано и главное событие 19 июля.

Утром он приехал в лагерь и, как рассказывают активисты, попытался проникнуть в главную палатку вместе с людьми в штатском. Защитники опознали обидчика своей руководительницы, заблокировали его автомобиль с помощью бревен и вызвали милицию. Приехавшие спустя два часа милиционеры задержали мужчину, однако в Химкинское УВД так и не довезли. Корреспонденту Каспаров.Ru в милиции подтвердили факт вызова наряда в лес, однако никаких задержанных, по словам дежурного, оттуда не привозили.

Активисты пытались еще раз вызвать милиционеров на место преступления — так они называют вырубку, — однако те и не приехали.

Зато

рядом с лагерем расположились пять человек в штатском, похожих на тех оперативников, которые ходят на оппозиционные митинги. По словам активистов, они сидят за своим столом целыми днями.

Увидев десятки приехавших корреспондентов, двое "штатских" оживились и стали снимать происходящее на видеокамеру. Особый интерес у них вызвал поэт Семен Зон-Зам, который громовым голосом прочел стихотворение о Химкинском лесе.

Все остальное время активисты строили баррикады, а журналисты, скучая, ждали члена Общественной палаты Сергея Ляховского и лесорубов. Как выяснилось, напрасно.

В лагере это восприняли как победу, поскольку в пятницу, 16 июля, представитель застройщика ООО "Спецстройинжиниринг" Александр Казмирчук обещал представить все необходимые документы на вырубку. "Раз документы не привезли, значит, у них их нет", — заявила Евгения Чирикова. "Мы не против дороги, но нам не нужна трасса, которая за один год убьет лес", — добавила она.

В компании "Спецстройинжиниринг" от диалога с защитниками леса решили отказаться. Как заявил "Русской службе новостей" Казмирчук, "эти люди с пятницы на субботу поджигают технику (мы ждем заключения пожарной экспертизы), набрасываются на абсолютно посторонних людей, на представителей Ростехнадзора — все это зафиксировано в милиции". "И как после этих событий я буду дефилировать с пакетом документов?" — задал он риторический вопрос в эфире радиостанции.

Конфликт вокруг строительства платной трассы Москва — Санкт-Петербург разгорелся в 2006 году. Тогда губернатор Московской области Борис Громов подписал постановление, согласно которому можно было прорубить просеку через Химкинский лес шириной шесть километров. Это вызвало протесты со стороны жителей Химок, и в 2007 году Громов новым постановлением сократил ширину вырубки до 200 метров. Такие "уступки" не устраивают экологов. Они настаивают на том, что лесопарковую зону нельзя рубить вовсе, поскольку это запрещено природоохранным законодательством, а механизма перевода земель из категории лесопарков не существует.

К тому же

трассу можно проложить не по лесопарку, а вдоль Октябрьской железной дороги. Тогда удастся сохранить лес нетронутым, в случае же строительства дороги, говорят активисты, лес погибнет очень быстро.

В ноябре 2009 года постановлением правительства России 150 гектаров лесного фонда были переданы в распоряжение строителей дороги. В марте 2010 года Верховный суд признал это решение законным, не удовлетворив таким образом иск защитников Химкинского леса.

Застройщиком выступает ООО "Северо-западная концессионная компания", которая управляется французской компанией Vinci. Однако работы по вырубке ведут другие подрядчики. Инвестирует проект правительство России, которое выделило на первый участок 15—58 км 23 миллиарда рублей. Планируется, что еще 37 миллиардов привлечет Vinci. Европейский банк реконструкции и развития, который должен был стать соинвестором, после протестов экологов решил взять тайм-аут в переговорах по проекту.

Владимир Цыбульский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

19.07.2010,
Анастасия Петрова