Министр культуры Владимир Мединский в очередной раз заявил о желании бороться с голливудскими фильмами. Как сообщали "Ведомости", главный блюститель культуры в стране сетует, что в российском прокате слишком много голливудских картин, и в итоге не хватает времени творениям отечественных режиссеров. В свою очередь управляющий директор государственного Фонда кино Антон Малышев рассказал, что чиновники обсуждают идею увеличить стоимость прокатного удостоверения с 3500 рублей до 5 миллионов. Он уточнил, что российским кинокартинам участие в прокате обойдется в те же 5 млн, но им эти затраты обещают компенсировать. По мнению Малышева, это очистит "прокат от заметного числа иностранных фильмов низкого качества".
У любителей киноискусства сразу же должен возникнуть вопрос: "Как связаны между собой кассовость и качество фильма?"
"Фильмы низкого качества" — термин очень сомнительный, сугубо оценочный, особенно, когда он звучит из уст представителя Фонда кино. Или же качество фильмов зависит от заложенного в него бюджета и готовности отвалить немаленькую сумму за прокатное удостоверение?
Мединский и Малышев как мантру повторяют "голливудское кино, голливудское кино", обещают помочь отечественным производителям, но создается впечатление, что в их уютном мирке фильмы снимают только в США и России. Нововведение может коснуться и европейских, азиатских, латиноамериканских картин. Да, господин министр, там тоже жив кинематограф, который кому-то нужен и в вашей культурной вотчине.
Не лишится ли наш зритель в порывах госзащиты отечественных "творцов" возможности наслаждаться так называемым независимым, немассовым кино? Да и смогут ли преодолеть барьер в пять миллионов участники и победители каннского фестиваля. Помнится, в 2016 году жена президентского рупора Татьяна Навка сияла белоснежным платьем и драгоценностями на "красной дорожке" в Каннах, вот только не каждый житель России имеет такую возможность, а посмотреть хорошее кино хочет.
Так, фильм "Я, Дэниел Блэйк", забравший на тех самых Каннах "Золотую пальмовую ветвь", в российском прокате заработал лишь около 2,3 млн рублей. Очередное творение Ксавье Долана, который никак не может откреститься от звания вундеркинда современного кино, "Это всего лишь конец света" в Каннах стало обладателем "Гран-при жюри", но в российском кинопрокате картина собрала всего около 16,5 млн рублей. Кассовые сборы предыдущего фильма Долана "Мамочка", также не оставшегося без призов кинофестивалей, в России составили 5,7 млн рублей. Каннские фильмы не пользуются большой популярностью в широком прокате. В России их кассовые сборы редко превышают 15 млн рублей, а зачастую у них не получается преодолеть пятимиллионный порог, но у них есть свой зритель. Отметим, что "Ученик" Кирилла Серебренникова, получивший свою "веточку", в России собрал примерно те же самые 15 млн.
Кстати, "оскароносные картины" также не всегда пользуются большим спросом. Так, "Одержимость" Дэмьена Шазелля, получившая в Лос-Анджелесе три заветных статуэтки, в России собрала 9,4 млн рублей.
Мединский возмущался, что почти половина сеансов в кинотеатрах страны было отдано под премьеру "Три икса: мировое господство", в мировом прокате, судя по всему, провалившуюся. Вот только пять миллионов станут препятствием не для фактически забракованных кинокритиками "Отряда самоубийц" и вечно пинаемых "Пятидесяти оттенков серого", а для тех самых участников и победителей фестивалей.
Как рассказала Каспаров.Ru Татьяна Долженко — соучредитель прокатной компании "ПРОвзгляд", специализирующейся на авторском кино, — им и их коллегам "придется либо менять нишу проката, либо модифицировать род деятельности".
"Картины из сегмента арт-мейнстрим, хочется надеяться, по большей части, позволят проходить этот барьер (в 5 млн рублей — прим. Каспаров.Ru), хотя на рынке огромное количество примеров и в этой нише за последнее время, которые опровергают все прогнозы - и не в лучшую сторону. Проектов, на которые можно было бы делать ставки безошибочно, в текущей экономической ситуации становится все меньше", — пояснила участница российского кинорынка.
Она добавила, что это однозначно расшатает позиции прокатчиков авторского кино, и так нестабильные на данный момент, а также лишит целевого зрителя тех фильмов, которые были бы действительно значимы для него.
"Это сделает невозможным становление нового чуткого зрителя (то, за что так бьемся мы и наши коллеги) и окончательно маргинализирует нишу такого кино", — считает Татьяна Долженко.
Так, южнокорейский фильм "Поезд в Пусан", продвигаемый "ПРОвзглядом", собрал в широком прокате 8,8 млн, "Джеки в царстве женщин" — 4,7 млн, "Громче, чем бомбы", — 3,3 млн. Занимается прокатная компания и российскими фильмами. К примеру, в начале января 2016 года завершился широкий прокат киноленты Антона Бильжо "Рыба-мечта", собравший почти 585 тысяч рублей. Еще один российский российский проект "Петербург. Только по любви" заработал в прокате 16,6 млн рублей. В феврале стартует показ номинанта на Оскар "Коммивояжер", правда, не российского, а ирано-французского производства.
И даже если Минкульт согласится сделать исключение для фильмов "высокого качества", то остаются вопросы, кто же будет это самое качество оценивать. Так, в 2015 году фильм Гаспара Ноэ "Любовь" был раскритикован лично Мединским, а Министерство культуры РФ отказало российскому дистрибьютору фильма — компании "Премиум фильм" в прокатном удостоверении. Ведомство пояснило свое решение "многочисленными сценами порнографического характера", хотя кинолента и так имела возрастную маркировку 18+ и являлась участником кинофестивалей. Подобные препятствия могут возникнуть и у других фестивальных кинолент, которые окажутся недостаточно "духовноскрепными" по мнению главного российского киноценителя. Любят некоторые режиссеры затронуть в своих фильмах ЛГБТ-тематику, допустить нецензурную лексику, показать обнаженные тела или, о ужас, сцены секса.
Да, кому-то подобные фильмы неинтересны, но у них есть свой зритель, который имеет право посмотреть их в кинотеатре, а не скаченными с запрещенного торрент-трекера. В мире искусства нельзя жить по правилам "платите или валите с рынка". Не спасет российский кинематограф фактический запрет иностранных фильмов в прокате. Даже если ввести полный запрет на "голливудские фильмы", всех россиян не получится отправить дружно в кинотеатры смотреть облюбованный Мединским "Викинг", как и не помешает плеваться тем несчастным, которые все-таки успели сходить на фильм, прежде чем услышали восторги министра.
Разумеется, в России еще снимают кино, за которое не стыдно, но с каждым днем крепится уверенность, что творят режиссеры не благодаря Минкульту, а вопреки.