Она отметила, что больше всего на семью влияют экономические факторы. Семья перестает быть единственным средством выживания. "Человек больше не обязан вступать в брак, чтобы не умереть с голоду. Домохозяйство в одиночку — это новая тенденция", — заявила Шульман. Однако люди всё ещё заинтересованы в совместном проживании. Например, молодая женщина нуждается в помощи партнёра или родственников.
Политолог отметила, что семья — это в первую очередь совместное ведение хозяйства.
По мнению Шульман, следующее изменение, или, как она сама это называет, "великая родительская революция", произойдет, когда одному родителю будут выплачивать достаточно средств, чтобы растить ребенка. "Тогда один человек без больших экономических потерь сможет воспитывать в одиночку", — сказала Шульман.
Шульман еще раз отметила, что эти изменения не "убивают" институт семьи. "Если посмотреть на статистику, то люди всё так же охотно вступают в брак", — добавила она. Политолог призвала обратиться к истории и рассказала, что в 60-е годы было больше разводов и меньше браков, чем сейчас.
Шульман добавила, что Россия входит в первую тройку стран, где заключается больше всего браков. На первых двух местах — Китай и Турция. По разводам Россия находится на первом месте, сказала Шульман.
Она заявила, что российская семья — это мать и её дети. На это повлияли тенденции, возникшие в Советском Союзе. Женщина воспитывала детей, занималась бытом и работала. "Для России свойственен бытовой матриархат. Он так свойственен, что даже не замечается", — отметила Шульман.
Однако, заявила политолог, это не значит, что России не нужен феминизм. "Бытовой матриархат не делает жизнь женщин богаче, безопаснее и благополучнее", — пояснила Шульман.
О нынешней ситуации, а точнее о самоизоляции, Шульман сказала, что еще до карантина образ жизни работающих менялся в пользу работы дома. Соответственно, эта тенденция меняет и среду обитания. Уменьшается объем маятниковой миграции. Люди больше обращают внимание на условия вокруг дома — парки, кафе и пр. Кроме того, меняется семейное сожительство, отметила Шульман.
"Требования людей к тем, с кем они проживают, возрастают. Это делает семью более ценной и в то же время хрупкой. Люди уже не просто хотят соответствовать неким базовым социальным параметрам. У них более высокие запросы — счастье, взаимопонимание, партнёрство",
— рассказала политолог.
По социальным опросам можно заметить, что создание отношений для молодых более высокая ценность, чем работа. Также у современного социума дети — это сверхценность. "Многие люди, отвечая на вопрос, в чем смысл жизни, отвечают — в детях", — сказала Шульман. Однако недостаточно просто родить ребенка. "При этом важно говорить, что ты счастлив. Но каждый родитель сталкивается с огромными трудностями", — заявила Шульман. Она считает, что общество должно позволить родителям временами уставать от своего ребёнка.
Также Шульман покритиковала действия государства, которое поощряет людей за создание семьи. Она считает, что это правильно, однако не очень эффективно. "Есть тренды, на которые правительства не могут повлиять", — заявила политолог.
В стране нет проблем с рождаемостью, а есть со смертностью. "Демографы знают, что популяризация многодетности не способна преодолеть экономический барьер. У малообеспеченных людей мало детей, женщины рожают позднее. Те женщины, у которых есть работа, не будут рожать много", — сказала Шульман.
По её мнению, политические нужды и социальная реальность расходятся.
Анна К
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter