"Никто не может сказать, когда очередное нарушение международного права в конце концов обрушит этот карточный домик". 

История с принудительной посадкой гражданского иностранного воздушного судна в Минске, безусловно, лежит за гранью международного законодательства. 

Особенную пикантность произошедшему придаёт тот факт, что это не самолёт сообщил об инциденте у себя на борту и запросил помощь, а беларусские диспетчеры заявили о минировании самолёта и потребовали сажать самолёт. То, что до Минска было вдвое дольше, чем до Вильнюса (конечной точки маршрута) — никого не смутило, так как фактически на перехват был выслан беларусский военный самолёт.

В общем, тут не столько борьба с международным терроризмом, сколько сам акт международного терроризма в чистом виде. 

Справедливости ради, стоит оговориться — не первый. 

В 2013 году аналогичную историю провели не абы с кем, а с самолётом президента Боливии Эво Моралеса, вынудив совершить незапланированную посадку в Австрии, предполагая, что на нём вывозится Эдвард Сноуден. Правда, там всё-таки был соблюдён определённый протокол — Франция и Испания закрыли воздушное пространство без объяснения причин, самолёт Моралеса самостоятельно приземлился в Вене, где его и обыскали, не особо церемонясь со статусом и выпустили на волю. Моралес предпочёл не раздувать инцидент.

До этого в 2010 году иранские власти посадили на своей территории самолёт Дубай-Бишкек, причём как раз с помощью военных самолётов и без малейших церемоний. На борту был лидер суннитской группировки "Джундалла", которую в Иране считают террористической, Абдолмалек Риги. После серии допросов, где Риги признался в работе на все разведки мира, включая инопланетные, он был приговорён к смертной казни и казнён.

В определённом смысле официальный Минск не одинок в своих действиях и всегда может сослаться на прецеденты, в том числе и западные.

Очевидно, Лукашенко это сойдёт с рук. Ну введут какие-то санкции. Скорее всего, лишат Беларусь международного транзитного коридора, будет немножечко меньше денег в бюджете, впрочем, у Лукашенко есть откуда их взять, пусть с каждым разом это всё сложнее.

Проблема в том, что вообще-то говоря, все серьёзные войны всегда начинались с каких-то локальных событий. Понятно, что эти события в основном использовались как повод, но именно глубокая периферия запускала маховики войн. 

В 21 веке войны однозначно будут другими и уж точно не такими, как их рисуют на плакатах гражданской обороны, но от этого они войнами быть не перестанут.

То, что международное право практически не работает, создаёт опасную ситуацию — никто не может сказать, когда очередное нарушение в конце концов обрушит этот карточный домик. И какое это будет нарушение. 

Риск лежит только в этой плоскости.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены